С детьми и собаками приезжают на Пущинский фестиваль.
...Весной 1982 года на фестивале бардовской песни в Томске я принимал участие в семинаре ансамблей авторской песни. Шел будничный обмен суждениями, идеями, творческими планами, как вдруг прозвучало взбудоражившее всех выступление о том, что ансамблевое исполнительство авторской песни вообще не имеет право быть. Поскольку авторская песня наиболее достоверно звучит лишь в исполнении самого автора. Меня это, с одной стороны, возмутило, в чем я публично изъяснился, а с другой стороны, заставило глубоко задуматься.
К тому времени у меня за плечами было более 25 лет обитания в среде самодеятельной (как раньше говорили) песни: групповое пение у лесных костров, участие в фестивалях как на сцене, так и в качестве члена жюри, организация вечеров бардовской песни с участием таких классных ансамблей, как Ады Якушевой (МГПИ и МИТХТ), Володи Пушкина (МГПИ), Анатолия Загота (МИСиС), Сергея Никитина (физфак МГУ), позднее «Надежда» (А.Васин, МГПИ), «Последний шанс», «Скай» (МГУ), «Берендеи» (МЛТИ), «Секунда» (г. Томск).
Многолетняя дружба с «Берендеями» подарила мне счастливую возможность практически с первых шагов наблюдать становление столь сложного творческого образования как в парадные дни его выступлений, так и в будни мучительных репетиций, в туристических походах и в суетном быту, на длительных гастролях по БАМу и в камерных условиях квартирных концертов. Это позволило почувствовать и понять специфику сложных и тонких взаимосвязей внутри ансамблей, определиться с условиями создания как можно более комфортной среды для творческой самоотдачи «ансамблистов».
Поэтому, когда вскоре после Томска мне позвонили из Пущино с предложением провести фестиваль авторской песни, я тотчас предложил фестиваль ансамблей. Небольшой, по-домашнему уютный Академгородок под Серпуховом, расположенный в двух часах езды от Москвы, позволял уйти от раздергивающей суеты большого города, компактно разместить участников фестиваля на площадке, на которой в пределах 500 метров расположены зал для выступлений «Дом ученых», гостиница и столовая.
Перво-наперво было решено проводить бесконкурсный фестиваль, как показ творческих программ ансамблей, сняв тем самым ажиотаж борьбы за призовые места, конъюнктурность в подборе программы и неизбежные напряжение и обиды, возникающие по результатам работы жюри. Ведь «цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех». Мне, собственно, никогда не было понятно, как можно определить, кто первее из достойных, но разностилевых ансамблей: «Последний шанс», «Секунда» или «Домино». Это все равно как одним нравятся блондинки, а другим брюнетки, и на основании этого определять, какой из одинаково красивых девушек присуждать первое место.
Для достойного представления творчества каждому ансамблю, независимо от именитости, отводится одинаковое сценическое время (30 минут). Между выступлениями ансамблей устраивается антракт, позволяющий отладить аппаратуру под свою программу, а слушателям переключиться на восприятие очередного выступления. Все участники фестиваля должны выполнять всего лишь два требования: не превышать времени своего выступления и присутствовать в зале во время выступления очередного ансамбля. Второе требование совсем не обременительно, поскольку совпадает с естественным желанием ансамблистов. Так что не менее половины
Состав участников формируется самими же участниками фестиваля под свое доброе имя. Чем выше негласный рейтинг рекомендующего, тем больше доверие к рекомендуемым. Никаких предварительных прослушиваний программ не производится. По ходу проведения фестивалей самоорганизовалась ячеистая структура творческой лаборатории, каждая ячейка которой формируется на основе взаимных творческих интересов команд. В результате все чаще участники родственных ансамблей взаимодействуют в выступлениях на сцене. А это в свою очередь позволило подойти к нахождению формы проведения «сейшн» ансамблей, позволяющих естественным образом объединять в единую творческую ту-совку самые разнообразные ансамбли.
Задумывая фестиваль как фестиваль ансамблей авторской песни, устроители не противятся расширению спектра участников фестиваля, включая помимо ансамблей традиционной авторской песни (Дуэт братьев Мищуков), ансамбли самых различных направлений — сценической пластики («Последний шанс»), рок-ансамбли («Тамбурин»), кантри-рок («Apple Jack»), кантри («Веселый дилижанс») музыкальных форм («Деревянное колесо»), музыкальной эксцентрики («МС Калинка»), фолк-ансамбли (под рук. А..Кабанова), джазовый дуэт «ДАО» (г.Рига), Sketis Music (Иван Смирнов), бард-рок («А. Кортнев и музыкальные руководители»).
Постепенно, установился основополагающий принцип фестиваля — открывать уши слушателям, чтобы избегать рутины как в музыке, поэзии, так и в манере исполнения. Это, очевидно, и привлекает к нему участников независимо от именитости.
Полноправными участниками фестиваля стали слушатели, поощряя своим вниманием самые разнообразные необычности и эксперименты. В результате создалась атмосфера уникальной творческой лаборатории, без посаженных мэтров-отцов, без деформирующего воздействия жюри, в условиях естественной психологической комфортности, творческой раскрепощенности при единственном ограничении не допустить «лажи» перед коллегами по искусству.
Стал само собой разумеющимся приезд на фестивали по-семейному с женами, детьми и даже собаками (не на кого оставить — убийственное объяснение).
Председатель Оргкомитета Пущинского Фестиваля Олег Чумаченко. Тел.